Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

Муниципальное образование

г.Иркутск





Наша группа "Сибирячок"


Загляните к нам скорей

Здесь найдёте вы   друзей! 

Тех, кто знает, что Иркутск - 

Самый классный город в мире. 
Кто природу Прибайкалья 
Любит, ценит, бережет 
Настоящим гражданином 
Своей Родины растёт!



С вами работают педагоги:

Воспитатели: 
Барбакова Елена Алексеевна
Федькина Ольга Григорьевна.

Учитель - логопед: Бухалова Елена Николаевна

Центр познания







Центр творчества


Игровой центр



Литературный центр


Спортивный центр

Вместе мы:

 - воспитываем настоящего гражданина своей Родины
  - развиваем творческие способности детей
-  развиваем устную речь дошкольников


Консультации для родителей: История моей семьи



ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Подготовила: учитель - логопед Бухалова Е. Н.

• Игра «Папа – мама – детёныш».
Бык – корова – телёнок

Верблюд – верблюдица – верблюжонок    

Козёл – коза – козлёнок

Баран – овца – ягнёнок        

Осёл – ослица – ослёнок                    

Кот – кошка – котёнок

Кролик – крольчиха – крольчонок

Пёс – собака – щенок

Бык – корова – телёнок

Боров – свинья – поросёнок

Конь – лошадь – жеребёнок

Олень – оленуха – оленёнок

• Игра с мячом «Скажи словечко  ласково».

 Скажем ласково - и вот:
В слово к нам звук [к]  придет!

1.    Существительные: нос - носик (стол, брат, глаз, дом, рот, лист и т.д.);                          

 голова - головка (трава, нога, спина, нора и т.д.).

2.    Прилагательные: синий - синень- Кий (белый, желтый, добрый, новый,  модный, умный, старый, молодой, весёлый и т.д.).

3.    Наречия: мало - маленьКо (тихо, чисто, важно, быстро, сухо, шустро, бедно, остро, грязно и т.д.).

·         Игра «Жительницы стран и городов».
Что за женщины живут в странах?
Как же их зовут?
Во Франции - француженКи, в Австрии - австрийки (Италия, Испания, Чехия, Польша, Англия и т.д.).
Если дама парижанка, то, конечно, горожанка!
Париж - парижанКа (Рим, Прага, Варшава и т.д.).

·         Игра «Профессии». У меня растут года, Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?  Чем мне заниматься?
Плавает на кораблях — моряК (рыбачит, убирает двор, работает в саду, кладёт печи, показывает фокусы, летает, плотничает, печёт булки, охраняет лес и т.д.                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 • Игра «Занятия, увлечения».                                                                              

 Профессий и занятий очень много.
А  ты какую выберешь дорогу?

Собирает грибы - грибниК (охотится, стреляет, защищает, работает на огороде, организует затеи, учится, учится на отлично, учится в школе, владеет волшебством, Старик - старуХа (сторож, портной, повар, ткач, пловец, мельник, дворник, купец, трус, щеголь и т.д.).
Машина - машиниСт (трактор, мотор, телефон, телеграф, юмор, пародия, хор, куплет, мотоцикл и т.д.).

• Игра «Он - она (профессии, занятия)».

Артист - артистКа (хорист, пианист, гитарист, баянист, флейтист, горнист, органист, виолончелист, юморист, спортсмен, шахматист, гимнаст, футболист, волейболист, баскетболист, телефонист, каратист, пенсионер и т.д.).

 • Игра «Он - она (животные, птицы, насекомые)».

Птицы, звери и козявки,

Вылезайте из-под лавки!

Всех по парам разобьем,

Всем названия найдем!

Слон - слониХа (лось, еж, морж, бобр, грач, крот, паук, кабан, муравей, страус, кролик, скворец, барсук, олень, заяц, пингвин и т.д.). Лев - львиЦа (волк, тигр, лис, медведь, орел, осел, верблюд, буйвол и т.д.).

  • Игра «Спорт – спортсмены».

Что такое тренировка? Ловкость, сила и сноровка!

Спорт поможет нам везде: И в учебе, и в труде!

Шахматы - шахматиСт (штанга, футбол, каратэ, парашют, волейбол, рапира и т.д.).                                                    

                                                                                                                                                               

  • Игра «Музыкальные инструменты, музыканты».

Лишь мелодию услышим,
Замираем... и не дышим!
Кто играет так прекрасно?
Музыканты! Это ясно!

На пианино - пианиСт (-ка) (на аккордеоне, на виолончели, на кларнете, на органе,       на гармони, на лютне, на гитаре, на баяне, на флейте, на горне, на арфе).

   • Игра «Ласковые слова».

Мяч волшебный, помоги!
Звук к нам в слово позови! 
Скажем ласково — и вот 
В слово к нам звук [Ц]  придет!
 

Книга - книжиЦа (кожа, утка, земля, вода, дева, часть и т.д.).
Задание - заданьиЦе (здание, здоровье, золото, печенье, варенье, одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, окно, дело, дно, колено, полено, мыло, сало и т.д.).
Мороз - морозеЦ (рассказ, брат, урод, счет, хлеб, закат, народ и т.д.).

    • Игра «Продукты, посуда».                                                                                                          Где продукты размещать?
Это надо твердо знать!                                                                                                                 Хлеб - хлебниЦа (сахар, салат, перец, сухари, соус, гусь, утка, конфеты, суп, вафли, крем, сельдь, сливки, молоко, мороженое и т.д.).

   • Игра «Тара, сосуды, здания».

Сколько есть предметов разных, мелких, крупных, очень важных!                                      Как все это разместить? Это надо уяснить!

Мыло - мыльниЦа (папиросы, пепел, пудра, гости, иголка, чернила, песок и т.д.).

• Игра «Сравни признаки предметов».
Мы сравним и то, и это, 
 мяч успев поймать при этом!
Красивый - красивейШий (мелкий, свежий, вкусный, простой, полезный, светлый, честный, чудесный, новый, легкий, густой, добрый, осторожный, трусливый, чистый, отважный, белый и т.д.).
Высоко - выШе (глухо, далеко, долго, рано, тихо, тонко, сухо, старо и т.д.).                                                                                                                                                                                                                                        

• Игра « Большущие слова».

У кошки - усы, а у тигра - усищи,

У птички - глаза, у дракона - глазищи.
                                                                                                                           

     У гномика - дом, у Кощея - домище,

В баночке сомик, в речке - сомище!

Нога - ножиЩа (рука, лапа, книга, тетрадь и т.д.).
Сапог - сапожиЩе (волк, хвост, зуб, глаз и т.д.).

Ветер дует просто злющий. 
Он вреднющий, холоднющий, 
От него стал нос краснющий, 
Сам же весь стою синющий. 
Злой - злюЩий (жадный, большой, холодный, грязный и т.д.). 
                                                                                                                                                      

    • Игра «Профессии (он - она)». Мамам и папам занятье найдем!

Мусор - мусорЩик - мусорЩица (кран, экскаватор, барабан, мороженое, камень, паром, текстиль, уборка, стекло, фехтование, сварка, дрессировка, гардероб и т.д.).

                                                                                                                                                    

 • Игра «Назови предмет по действию».

Много есть вещей полезных, деревянных и железных,

Что помогут нам всегда. Нам без них - совсем беда!

Чем мы будем укрываться, примостившись на кровать? 
Чем мы будем умываться? Что нам нужно в руки взять?
Качаться - качаЛка (вешать, сеять, молотить, веять, точить, зажигать, сушить, поить, косить, взбивать и т.д.). Одевать - одеяЛо (мыть, покрывать и т.д.)  

• Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»                         

  Человек легко находит, что в природе происходит. 
Цель: обогащение глагольного словаря, развитие умений согласования слов в предложении. 
Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.          Пример: тема «Весна». Ведущий: солнце — что делает? Дети - светит, греет.           Ручьи — что делают? Бегут, журчат.  

• Игра с мячом «Кто как передвигается?»                                                           

  Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет. 
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие умений подбирать предметы к действиям,  развитие мышления, внимания, ловкости. 
Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Летают - птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. Плавают - рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают - змеи, гусеницы, черви. Прыгают - кузнечики, лягушки, жабы, зайцы.

• Игра с мячом  «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»

 Что животные умеют - птицы, рыбы, кошки, змеи? 
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости. 
Ход игры: ведущий называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Ведущий: собака, дети: стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит. Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается).

• Игра « Кто чем занимается?» Никогда мы не забудем, что умеют делать люди. 
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. 
Ход игры: Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку,  ведущий называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Ведущий: строитель. Дети: строит; повар варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит) и т.д. 
Вариант 2.  Ведущий называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).

• Игра «Кто может совершать эти движения?»  

Кто и что — летит, бежит, ходит, плавает, лежит? 
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. 
Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. 
Ведущий: Идёт. Дети - человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога. Бежит (человек, животное, ручей, время).

• Игра «Горячий - холодный». 

Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот. 
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 
Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький.    Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением. Ведущий: горячий. Дети:  холодный (хороший — плохой,  . . .). Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясныйдень. Глубокое озеро. 

• Игра «Наоборот».
Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход игры:  ведущий говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Он и вас решил научить этой игре: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч ведущему.
Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать  стихотворение                             

 Д. Чиарди «Прощальная игра»:

- Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».
- Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). 
- Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
- Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
- Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
- Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
- Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»). 

·              Игровое упражнение «Закончи фразу».
Цель:  развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
Ход игры:  ведущий называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен закончить фразу.

- Сахар сладкий, а лимон … .            - Луна видна ночью, а солнце … .
- Огонь горячий, а лёд … .                 - Река широкая, а ручей … .
- Камень тяжёлый, а пух … .

·         Игровое упражнение «Скажи по-другому».
Цель: упражнение в подборе слов, синонимов, близких по смыслу (слов – приятелей).
Ход игры: ведущий говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели. Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

·         Игра «Какой предмет?»
Цель: развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов –  признаков и правильно их согласовывать.
Ход игры:  ведущий показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

• Игра «Лови да бросай - цвета называй».

  Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом. 
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. 
Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.  Ведущий: красный. Дети:  мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря.

·         «Что каким бывает?»
Цель: развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.
Ход игры:  ведущий предлагает к слову – признаку подобрать как можно больше слов – предметов. 
- Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
- Красное – платье, яблоко, пальто, …

• Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»). Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас? 
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. 
Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. День, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

 Игра «Что бывает круглым?». Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. 
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры: ведущий задает вопрос, на который ребёнок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.                                                                                  - Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…),  длинным? шерстяным? глубоким?

·         Игра «Кто больше слов скажет».                                                                                     Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.